Специальное образование

Группы интегрированного обучения и воспитания

В детском саду функционируют 2 группы интегрированного обучения и воспитания.

Организация образовательного процесса в группах интегрированного обучения и воспитания с детьми с ОПФР реализовывается по программам специального образования:

1. По учебной программе специального дошкольного учреждения для детей с трудностями в обучении - 4 ребенка

2. По учебной программе специального дошкольного учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи - 2 ребенка

3. По учебной программе специального дошкольного учреждения для детей с интеллектуальной недостаточностью - 3 детей.

 

свернуть

Повышение статуса ребенка с ОПФР в условиях инклюзивного обучения и воспитания

Только тогда станешь чело­веком,

когда научишься видеть человека в другом.

А. Н. Радищев

Инклюзивное образование – это обучение и воспитание, при котором обеспечивается наиболее полное включение в совместный образовательный процесс обучающихся с разными образовательными потребностями, в том числе лиц с особенностями психофизического развития, посредством создания условий с учетом индивидуальных потребностей, способностей, познавательных возможностей обучающихся (Концепция развития инклюзивного образования лиц с ОПФР)

Ценности инклюзии:

  • ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • каждый человек способен чувствовать и думать;
  • каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • все люди нуждаются друг в друге;
  • подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • разнообразие усиливает все  стороны жизни человека.

Проблема образования людей с ОПФР сегодня чрезвычайно актуальна. Количество детей и взрослых, имеющих расстройства физического и психического здоровья, значитель­но возросло. 

Современная система специаль­ного образования трансформируется в открытую образовательную систему и базируется на признании того, что нет социально неперспективных де­тей, все дети обучаемы и им гаранти­руется педагогическая помощь и поддержка, а также на признании ценности совместной деятельности и общения учащихся с особенностями психофизического развития и их здо­ровых сверстников.

Идея толерант­ности по отношению к иным людям сменяется уважением к ним, на место главенства идеи человеческой по­лезности приходит культура челове­ческого достоинства.В связи с интеграцией детей с ОПФР в учреждение образования общего типа представляется необходимым использо­вание комплексного, системного подхода к изучению личности ребен­ка, выявление его потенциальных возможностей, создание психолого-педагогических условий для успеш­ной социализации.

В настоящее время в Республике Беларусь существует необходимая нормативно-правовая база, обеспе­чивающая обучение детей с особенностями психофизического разви­тия.

Поэтому перед педагогическими работниками стоит задача устранить этот негатив. Чтобы оказать действенную по­мощь такому воспитаннику, педагогу следу­ет преодолеть ряд сложившихся стереотипов. Общими усилиями педагогического работника, родителей и дефектолога создается благоприятная для воспитанников среда, которая позволяет каждому двигаться в зоне максимальных воз­можностей, не испытывая диском­форта от пребывания среди успева­ющих сверстников.

В любой ситуации педагогу не­обходимо оставаться спокойным и доброжелательным, ровным и друже­любным по отношению к детям.

С осо­бым терпением и тактом он должен от­носится к детям с ОФПР, понимая, что у них могут наблюдаться большая по­движность или, наоборот, скован­ность, упрямство, неадекватные стра­хи и опасения, неуверенность в себе и конфликтность, неспособность сосре­доточиться на задании или неумение отвлечься и переключиться. Могут наблюдаться и вредные привыч­ки: ребенок сосет губы, грызет ногти, гримасничает, подергивается и др.

Есть такое правило: "Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам".

Помня об этом, педагогический работник с первых дней щедро дарит свою улыбку всем и каждому воспитаннику в отдельности.
В образовательном процессе широко ис­пользуются невербальные формы общения, которые позволяют ребен­ку получать эмоциональную поддер­жку.

К ним относятся:

  • ласковая, ободряющая интонация;
  • небольшое (меньше метра) рассто­яние между педагогом и воспитанником;
  • перцептивные контакты (погла­живание, пожатие руки, визуаль­ный контакт на уровне глаз).

Основная цель общения — со­здание условий для позитивного развития ребенка. Педагог избегает прямых оценок, навешивания ярлы­ков, не спешит ставить диагноз. Главное — включить воспитанника во взаимодействие, помочь ему преодолеть боязнь и негативное отношение к общению.

Педагог прини­мает ребенка таким, какой он есть, независимо от его успехов, не предъявляя строгих требований и не высказывая отрицательных оценоч­ных суждений. Наоборот, подбадри­вает ребенка, говорит, что все будет хорошо, чторебенок справится с заданием, правильно ответит.

В своей работе для создания си­туации успеха в образовательном процессе можно использовать эффективные словесные приемы.

30 вариантов того, как сказать ребенку "молодец" (из книги А. Р. Маллера "Ребенок с огра­ниченными возможностями"):
Прекрасно!
Мне нравится, как ты это сделал.
Это у тебя получилось лучше всего.
Здорово придумал!
Я просто обожаю это.
Умница!
Ты сделал это!
Молодец, у тебя все получилось! Об этом обязательно надо ска­зать родителям!
Все лучше и лучше!
Удивительно!
Ура!
Здорово, молодец!
Так чудно, пальчики оближешь!
Хорошо, а как тебе это?
Очень неплохо!
Ты делаешь все аккуратно.
Это просто замечательно!
Ах, превосходно!
Похлопаем нашему...
Именно так.
Восхитительно!
Правильно.
Это выглядит здорово! Это что-то особенное! Ух, вы только посмотрите! Я так рада! Отлично!
Мне нравится, потому что...
Ну, просто изумительно!

В педагогическому работнику нельзя сравнивать результаты работы ребенка с ОПФР с достижениями других у воспитанников. Как сказал Л. С. Выготский, "Каждый ре­бенок уникален, неповторим, имеет присущую только ему зону ближайше­го развития и соответственно имеет индивидуальные достижения". Теку­щая работа ребенка с ОПФР сравни­ваете, только с предыдущей.

Дети с особенностями развития очень чув­ствительны к мимике, жестам, темпу речи педагога. Это требует от него внимания и терпения.
В процессе совместного обуче­ния актуальны положительные взаимоотношения и между всеми воспитанниками при их взаимодействии как на занятии, так и в игровой деятельности. Детям с нарушениями прису­щи импульсивность, конфликтность, обидчивость и раздражительность. Хочется на­помнить, что проще предотвратить возникновение конфликтных ситу­аций, прохладных отношений, проявление безразличия и высокоме­рия, чем потом их исправлять.

Таким образом, в организации взаимодействия в системе "педагог — ребенок" при работе с детьми с ОПФР важными моментами являются:

  • создание условий для форми­рования содержательной учебной мотивации;
  • целенаправленность и систем­ность педагогической работы;
  • ее направленность на результа­тивную подготовку каждого у воспитанника;
  • обеспечение на протяжении всего дня доброжелательной атмосферы;
  • дифференцированный и инди­видуальный подход к воспитанникам;
  • обеспечение максимальной на­глядности образоватеельного процесса;
  • стимулирование деятельности детей с ОПФР одобрением, похвалой;
  • широкое использование игро­вых методов и приемов обучения;
  • фиксирование внимания на по­зитивных продвижениях детей с ОПФР, избегание негативной оценки деятельности ребенка;
  • создание для детей с ОПФР ситуаций успеха;
  • оказание воспитанникам необходи­мой помощи разного вида;
  • обеспечение согласованности действий педагогического коллекти­ва и родителей, информирование о работе друг друга и ее результатах.

Если педагогу удастся окружить детей с ОПФР вниманием, заботой и лаской, то успех будет обеспе­чен.

 Источники:

Винникова, Е.А. Принципы и технологии взаимодействия с семьей ребенка с
особенностями психофизического развития / Е.А. Винникова // Спецыяльная
адукацыя. – 2010 – №6. – С.24-29.
свернуть

В чем отличие "инклюзии" от "интеграции"

В чем отличие "инклюзии" от "интеграции"?

Интеграция (лат. integer – целый) в системе образования означает создние единого образовательного пространства, сближение общего и специального образования, обучение детей с ОПФР в условиях, максимально приближенных к обычной среде с наименьшими ограничениями.

Инклюзия – это реформирование учебных заведений и перепланировка учебных помещений таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. Н.Н. Малофеев расширяет этот термин, указывая, что инклюзия обеспечивается лишь при условии отсутствия в учебном заведении физических, психологических или иных барьеров, и условии наличия компетентных педагогов, соответствующего методического и технического оснащения. Как указывает А.М. Змушко, многие не находят разницы между интегрированным обучением и воспитанием и инклюзивным образованием.

Таким образом, интегрированное обучение и воспитание - это организация специального образования, при которой обучение и воспитание лис с особенностями психофизического развития осуществляется одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития.

Инклюзивное образование - обучение и воспитание, при котором обеспечивается наиболее полное включение в совместный образовательный процесс обучающихся с разными образовательными потребностями, в том числе с особенностями психофизического развития, посредством создания условий с учетом индивидуальных потребностей, способностей, познавательных возможностей обучающихся. (по материалам сайта Министерства образования Республики Беларусь )

Инклюзивное образование как новая концепция основывается на иных ценностях, чем традиционное образование и требует изменения привычных, формировавшихся долгие годы представлений. Это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным запросам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особенностями психофизического развития как фокусной группы в первую очередь"

Вместе с тем, инклюзивное образование считают логическим продолжением идей интегрированного обучения, предшествовавшего инклюзии хронологически, идеологически и технологически.

Так как, в развитии интеграционных тенденций в образовании можно выделить три этапа:

1. Мейнстриминг (mainstreaming) – общий поток – преобладает физическая интеграция и обучение ребенка-инвалида осуществляется по отдельной программе.

2. Интегрированное обучение и воспитание – преобладает образовательная интеграция и обучение по типовым программам соответствующей специальной школы.

3. Инклюзивное образование – социальная интеграция и обучение по единым национальным программам с необходимой их адаптацией.

Интеграцию и инклюзию можно рассматривать как две фазы одного процесса:

1) сначала обеспечивается просто присутствие,

2) затем полное включение в образовательную систему.

Характерные особенности образовательного процесса при интеграции:

- внимание направлено на проблемы «особых» детей;

- изменение ребенка с проблемами, адаптация его к предлагаемым условиям;

- преимущество от этого процесса получают только дети с особыми потребностями;

- организуют образовательный процесс специалисты и специально подготовленные педагоги;

- образовательный процесс предполагает использование специальных методов обучения и коррекции для детей с особенностями психофизического развития;

- ассимиляция детей с особенностями психофизического развития под условия социальной системы.

Характерные особенности образовательного процесса при инклюзии:

- внимание направлено на всех детей детского сада, школы;

- изменение условий, образовательной системы: детского сада, школы, с учетом образовательных потребностей детей;

- преимущества получают все дети;

- образовательный процесс организуется с помощью творческой командной работы всех его участников: детей, родителей, педагогов, специалистов;

- качественное обучение и воспитание всех детей;

- трансформация социальных условий, включающих всех участников социальной системы.

Отечественные и зарубежные исследователи при изучении феномена образовательной интеграции и способов его реализации в образовательной практике опираются на имеющие много общего методологические, философские и научно-теоретические позиции, а именно: культурно- историческая концепция в психологии, теория деятельности, идея единства закономерностей развития в условиях онтогенеза и дизонтогенеза и др.

Интеграция означает приведение потребностей учащихся с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной. Другими словами, интеграция предполагает адаптацию обучающегося к требованиям системы, тогда как инклюзия заключается в адаптации системы к потребностям лиц с особенностями развития. 

Источники:

http://www.asabliva.by/

свернуть

Педагогические технологии

Об особенностях психофизического развития

Участники образовательного процесса

Участники образовательного процесса

 
Лицо с особенностями психофизического развития
Лицо, имеющее физическое и (или) психическое нарушения, препятствующие получению образования без создания для этого специальных условий
 
 
Законные представители
Законными представителями ребенка являются его родители, усыновители, опекуны, приемные родители или попечители, у которых он находится на иждивении.
 
   
Специалисты
При организации и осуществлении образовательного процесса и коррекционно-педагогической помощи крайне важен вопрос взаимодействия специалистов разного профиля:
 
  • дефектологов (логопедов, олигофренопедагогов, сурдопедагогов, тифлопедагогов);
  • иных педагогических работников (учителей, учителей-предметников, социальных педагогов; педагогов-психологов, администраций учреждений образования и др.)
  • социальных работников;
  • медицинских работников;
  • специалистов по физической реабилитации
  • и др.
свернуть

Образовательный стандарт СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ